Многие слышали о палехской росписи. Это местное ремесло ставшее искусством, это — народное достояние наряду с тульскими самоварами, вологодскими кружевами, гжелью и хохломой. Палехская миниатюра — это роспись темперой на папье-маше. Обычно расписываются шкатулки, ларцы, кубышки, брошки, панно, пепельницы, заколки для галстука, игольницы и т. д. Работы обычно выполняются на чёрном фоне и расписываются золотом. А возникло это искусство на основе иконописи. Этот промысел развился в советское время в посёлке Палех Ивановской области. И сейчас этот промысел живёт и процветает, в посёлке проживает и работает около 500 художников.
Дорожные указатели, которые встречаются на пути в Палех, говорят о том, что в древности здешние места населяли фино-угорские племена. Ландех, Пурех, Люлех, Палех — эти топонимы представляют фино-угорскую языковую культуру. Это подтверждают и археологические раскопки. Но есть и легенды по поводу происхождения села Палех. Одна из них гласит, что поселились здесь люди после большого пожара, который якобы вспыхнул в лесу на горе от удара молнии. С тех пор гору назвали Паленой, а село — Палехом.
История села совершенно обычная — здесь не было событий, которые стали бы заметной вехой в истории государства. Но местный промысел — палехская лаковая миниатюра, родившаяся из палехской иконописной школы, прославил село во всемирном масштабе.
_DSC1850.JPG
Точная дата основания села Палех не известна. Первое упоминание в летописи о Палехе относится к первой половине XVII века.
На протяжении некоторого времени в здании церкви действовала экспозиция «Старый Палех», при этом собор входил в состав музея, посвященного палехскому искусству, который был открыт весной 1935 года.
Я уже писал, что Палех — это один из старейших русских иконописных промыслов. Сейчас здесь проживает примерно 500 художников, объединённых в артели. Некоторые из них можно посетить по предварительной договорённости.
Иконописный промысел начал развиваться в Палехе с XVII века. Точной даты историки искусства не называют, но стиль относят к традициям древнесуздальской школы. Один их самых ранних сохранившихся до наших дней образцов - икона "Всех скорбящих радости" начала XVIII. Вершиной иконописания считается "Акафист Спасителю" середины XVIII века, созданный мастерами Палеха. Обе иконы представлены в Государственном музее палехского искусства.
Палехская иконопись отличается особой утонченностью и изяществом. Один из характерных ее признаков - сложная многоклеймовая композиция. Более поздние иконы (XVIII-XIX веков) узнаваемы по сложному орнаменту, нежной цветовой гамме и обильному золочению. Иконы писали в Палехе до 1917 года.
Палехские мастера в XIX веке расписывали не только доски. Первый опыт монументальной живописи - это роспись вышеупомянутого сельского Крестовоздвиженского храма.
В 1924 году в Палехе была организована Артель древней живописи, а уже в 1925 голу работы мастеров трудовой артели получили высшие награды на Парижской выставке.
Палехское искусство жило и продолжает жить благодаря профессиональной подготовке мастеров, которая ведется с 1930-х годов в Палехском художественном училище. Здесь обучают технике и композиции миниатюры, стенной росписи, готовят мастеров-реставраторов, в 1991 года введен курс иконописания.
Палехская миниатюра — это роспись темперой на папье-маше. Обычно расписываются шкатулки, ларцы, кубышки, брошки, панно, пепельницы, заколки для галстука, игольницы и т. д. Работы обычно выполняются на чёрном фоне и расписываются золотом.
Рассказывать об этом искусстве трудно - это чудо нужно разглядывать, причём в деталях, каждый завиток, при разном освещении, в разных ракурсах. Палехская лаковая миниатюра - редкий пример того, как промысел превзошел основу - иконописную школу.
Ну это очень известный промысел. Палех, Холуй, Мстёра, Федоскино...Очень дорогие вещи, ручная работа же. Места паломничества сытых и богатых иностранных туристов..))
Палехские шкатулки когда-то были недорогие, поэтому у меня есть 2.
Кстати, хочу отчитаться: советом Вашим я не успела воспользоваться, а еще раз поискала в инете (видимо, на этот раз правильно задала поиск); и вот на вологодском генеалогическом форуме не только все узнала, но и нашла двух родственниц: с одной у меня общий прадедушка, а с другой - прабабушка! А жил мой прадед в Верхней Тойме - это не близко от Великого Устюга, где сделана фотография.
Теперь и я вижу, что служил он в Троицкой церкви, а в Устюг приезжал навестить дочерей и сфотографироваться..)).. Оказывается у него шесть (!) дочерей закончили Великоустюжское епархиальное женское училище.
8 Дочерей и 3 сына, а я знала только про двух дочерей и двух сыновей! Мой дед - самый младший из детей. Просмотрела, что имеются в виду дочери, окончившие Великоустюжское епархиальное женское училище.
Многие слышали о палехской росписи. Это местное ремесло ставшее искусством, это — народное достояние наряду с тульскими самоварами, вологодскими кружевами, гжелью и хохломой. Палехская миниатюра — это роспись темперой на папье-маше. Обычно расписываются шкатулки, ларцы, кубышки, брошки, панно, пепельницы, заколки для галстука, игольницы и т. д. Работы обычно выполняются на чёрном фоне и расписываются золотом. А возникло это искусство на основе иконописи. Этот промысел развился в советское время в посёлке Палех Ивановской области. И сейчас этот промысел живёт и процветает, в посёлке проживает и работает около 500 художников.
Дорожные указатели, которые встречаются на пути в Палех, говорят о том, что в древности здешние места населяли фино-угорские племена. Ландех, Пурех, Люлех, Палех — эти топонимы представляют фино-угорскую языковую культуру. Это подтверждают и археологические раскопки. Но есть и легенды по поводу происхождения села Палех. Одна из них гласит, что поселились здесь люди после большого пожара, который якобы вспыхнул в лесу на горе от удара молнии. С тех пор гору назвали Паленой, а село — Палехом.
История села совершенно обычная — здесь не было событий, которые стали бы заметной вехой в истории государства. Но местный промысел — палехская лаковая миниатюра, родившаяся из палехской иконописной школы, прославил село во всемирном масштабе.