Турист Владимир Шалаев (Vladimir_Shalaev)
Владимир Шалаев
был вчера 15:17
Фотоальбом

Варницы и Спасо-Суморин монастырь.

NEX-5
21 21
Тотьма — Россия Июнь 2015

Недалеко от Тотьмы находятся два интересных объекта, которые стоит посетить. Это деревня Варницы и посёлок Лесотехникум. В деревне Варницы находится церковь Воскресения Христова и знаменитые тотемские соляные варницы. А в посёлке Лесотехникум Спасо — Суморин монастырь. Ранее в зданиях Спасо-Суморина монастыря работал Тотемский лесотехнический техникум, где с 1950 по 1952 год учился Николай Рубцов — русский лирический поэт.

Церковь Воскресения Христова в Варницах - одна из первых построек в стиле тотемского барокко. Первый этаж был воздвигнут в 1743 - 1750 гг., а завершённый стройным пятиглавием двусветный второй этаж и колокольня в 1772 - 1775 гг. Храм стал доминантой местности Варницы. Позднее он неоднократно перестраивался и расширялся за счёт средств купцов-солепромышленников.
Церковь Воскресения Христова в Варницах - одна из первых построек в стиле тотемского барокко. Первый этаж был воздвигнут в 1743 - 1750 гг., а завершённый стройным пятиглавием двусветный второй этаж и колокольня в 1772 - 1775 гг. Храм стал доминантой местности Варницы. Позднее он неоднократно перестраивался и расширялся за счёт средств купцов-солепромышленников.
В XIX веке колокольня получила высокий ампирный шпиль. Вот как выглядел этот храм в начале XX века.
В XIX веке колокольня получила высокий ампирный шпиль. Вот как выглядел этот храм в начале XX века.
В советское время было уничтожено завершение колокольни. Северный фасад.
В советское время было уничтожено завершение колокольни. Северный фасад.
Церковь Воскресения Христова в Варницах на картине вологодского художника Валерия Попова.
Церковь Воскресения Христова в Варницах на картине вологодского художника Валерия Попова.
Восточный фасад храма. Высокое и узкое в профиль здание церкви - характерный стиль тотемского барокко.
Восточный фасад храма. Высокое и узкое в профиль здание церкви - характерный стиль тотемского барокко.
Картуш под окном храма - это тоже "фишка"  тотемского барокко..
Картуш под окном храма - это тоже "фишка" тотемского барокко..
Декор второго этажа здания церкви, южный фасад.
Декор второго этажа здания церкви, южный фасад.
Мозаичное полотно на северной стене алтарной апсиды.
Мозаичное полотно на северной стене алтарной апсиды.
Я конечно же не мог не спуститься в нижнюю церковь. В советское время в здании располагались мастерские совхоза "Тотемский".  А в учётной карточке Храмов России сказано, что в  церкви под спудом покоятся мощи местночтимого святого Максима Тотемского (1650г). О жизни св. Максима не сохранилось никаких сказаний. Известно лишь, что он юродствовал 45 лет и был погребен в Воскресенской церкви, где священствовал. В 1715 г. священником и прихожанами этой церкви вследствие многих чудес от святого с разрешения Великоустюжского архиепископа над мощами его устроена гробница и его икона, и с этого времени стали чтить блаженного как святого. Местные говорят, что в этом разрушенном храме были в наше время явления святого Максима: его видели в алтаре одетого в одну лишь рубаху. Ходить и летом, и лютой зимой в одной рубахе и было подвигом его юродства.
Я конечно же не мог не спуститься в нижнюю церковь. В советское время в здании располагались мастерские совхоза "Тотемский". А в учётной карточке Храмов России сказано, что в церкви под спудом покоятся мощи местночтимого святого Максима Тотемского (1650г). О жизни св. Максима не сохранилось никаких сказаний. Известно лишь, что он юродствовал 45 лет и был погребен в Воскресенской церкви, где священствовал. В 1715 г. священником и прихожанами этой церкви вследствие многих чудес от святого с разрешения Великоустюжского архиепископа над мощами его устроена гробница и его икона, и с этого времени стали чтить блаженного как святого. Местные говорят, что в этом разрушенном храме были в наше время явления святого Максима: его видели в алтаре одетого в одну лишь рубаху. Ходить и летом, и лютой зимой в одной рубахе и было подвигом его юродства.
Остатки стенной росписи.церкви.
Остатки стенной росписи.церкви.
Остатки потолочной росписи церкви. Это один из немногих сохранившихся фрагментов
Остатки потолочной росписи церкви. Это один из немногих сохранившихся фрагментов
Гризальная роспись арочного свода одного из оконных проемов нижнего храма
Гризальная роспись арочного свода одного из оконных проемов нижнего храма
Алтарная апсида.
Алтарная апсида.
А ещё надлежало посмотреть знаменитые тотемские соляные варницы. Понятное дело, что надо было спускаться куда то к реке, но указателей никаких не было.
А ещё надлежало посмотреть знаменитые тотемские соляные варницы. Понятное дело, что надо было спускаться куда то к реке, но указателей никаких не было.
Мы спустились с Хоробардиной горы, на которой и стоит Воскресенская церковь, к реке, проходя мимо разрушенных сараев...
Мы спустились с Хоробардиной горы, на которой и стоит Воскресенская церковь, к реке, проходя мимо разрушенных сараев...
...и подошли к речке Ковда.
...и подошли к речке Ковда.
Мы уже и не надеялись тут ничего увидеть кроме кувшинок и осоки.
Мы уже и не надеялись тут ничего увидеть кроме кувшинок и осоки.
Помогла женщина, которая стояла по пояс в воде и стирала ковёр на речных мостках. Она быстро нашла нам провожатого в лице своего внука и он, отведя нас в сторону метров на тридцать, подвёл к соляным скважинам.
Помогла женщина, которая стояла по пояс в воде и стирала ковёр на речных мостках. Она быстро нашла нам провожатого в лице своего внука и он, отведя нас в сторону метров на тридцать, подвёл к соляным скважинам.
Соль, дорогой по тем временам продукт, выпаривалась из рассола, добываемого из соляных ключей глубокого залегания. Жители деревень Углицкой и Галицкой построили первые варницы на берегах рек Ковды, Ляпунихи и Солонухи. Вокруг них вырос новый административный центр волости – Усолье Тотемское. Ядром поселения являлся посад, в котором размещались мастерские по производству труб, амбары для хранения соли, кузницы, жилые дома и хозяйственные постройки солепромышленников. Посадские люди достигли высокого мастерства в бурении таких скважин и постройке рассолоподъёмных труб.
Соль, дорогой по тем временам продукт, выпаривалась из рассола, добываемого из соляных ключей глубокого залегания. Жители деревень Углицкой и Галицкой построили первые варницы на берегах рек Ковды, Ляпунихи и Солонухи. Вокруг них вырос новый административный центр волости – Усолье Тотемское. Ядром поселения являлся посад, в котором размещались мастерские по производству труб, амбары для хранения соли, кузницы, жилые дома и хозяйственные постройки солепромышленников. Посадские люди достигли высокого мастерства в бурении таких скважин и постройке рассолоподъёмных труб.
Владельцами соляных промыслов были вологодские монастыри, в том числе Спасо-Прилуцкий, а также наиболее богатые крестьяне-солепромышленники. Это продолжалось до тех пор, пока право на беспошлинное производство соли и торговлю ею не приобрел тотемский Спасо-Суморин монастырь, который существенно расширил свои солеваренные владения. Неоднократно соляные варницы подвергались опустошениям. В 1539 году посад разорили казанские татары. В лихие годы Смутного времени Варницы были разграблены отрядами поляков. Тем не менее, производство постоянно возрождалось.
Владельцами соляных промыслов были вологодские монастыри, в том числе Спасо-Прилуцкий, а также наиболее богатые крестьяне-солепромышленники. Это продолжалось до тех пор, пока право на беспошлинное производство соли и торговлю ею не приобрел тотемский Спасо-Суморин монастырь, который существенно расширил свои солеваренные владения. Неоднократно соляные варницы подвергались опустошениям. В 1539 году посад разорили казанские татары. В лихие годы Смутного времени Варницы были разграблены отрядами поляков. Тем не менее, производство постоянно возрождалось.
В XVIII веке соляные промыслы в Тотьме несколько потеряли свое значение во многом из-за обнаружения на юге страны больших соляных озер Эльтон и Баскунчак, а также из-за проведенной Екатериной II секуляризации монастырских земель, в результате которой монастыри были лишены права заниматься производством соли. Постепенно соляные промыслы перешли в руки местных солепромышленников. К 1915 году производство соли стало ориентированным уже на местное потребление.
В XVIII веке соляные промыслы в Тотьме несколько потеряли свое значение во многом из-за обнаружения на юге страны больших соляных озер Эльтон и Баскунчак, а также из-за проведенной Екатериной II секуляризации монастырских земель, в результате которой монастыри были лишены права заниматься производством соли. Постепенно соляные промыслы перешли в руки местных солепромышленников. К 1915 году производство соли стало ориентированным уже на местное потребление.
Вид на Хоробардину гору от соляных скважин на реке Ковда.
Вид на Хоробардину гору от соляных скважин на реке Ковда.
Вид на Хоробардину гору от соляных скважин на реке Ковда на картине вологодского художника Валерия Попова.
Вид на Хоробардину гору от соляных скважин на реке Ковда на картине вологодского художника Валерия Попова.
Следующим пунктов нашей остановки был Спасо-Суморин монастырь. Вид на монастырь от реки Ковда. Монастырь основан в 1554 году. Спасо-Сумориным назван монастырь по главной Спасо-Преображенской церкви и по фамилии его основателя, преподобного Феодосия Суморина, причисленного к лику святых под именем Феодосия Тотемского.
Следующим пунктов нашей остановки был Спасо-Суморин монастырь. Вид на монастырь от реки Ковда. Монастырь основан в 1554 году. Спасо-Сумориным назван монастырь по главной Спасо-Преображенской церкви и по фамилии его основателя, преподобного Феодосия Суморина, причисленного к лику святых под именем Феодосия Тотемского.
Келейный корпус Спасо-Суморина монастыря.
Келейный корпус Спасо-Суморина монастыря.
Здание настоятельских и братских келий XIX век. Сейчас здесь находится музей "Открытое хранение фондов". (обязателен для осмотра).
Здание настоятельских и братских келий XIX век. Сейчас здесь находится музей "Открытое хранение фондов". (обязателен для осмотра).
Здание настоятельских и братских келий.
Здание настоятельских и братских келий.
Здесь во дворе братских келий находятся старые захоронения высокопоставленных особ Тотьмы.
Здесь во дворе братских келий находятся старые захоронения высокопоставленных особ Тотьмы.
Самое известное - это могила Ивана Кускова, выдающегося русского исследователя Аляски и Калифорнии, создателя Форта Росс в Америке.
Самое известное - это могила Ивана Кускова, выдающегося русского исследователя Аляски и Калифорнии, создателя Форта Росс в Америке.
Надгробие памятника.
Надгробие памятника.
Собор Вознесения Господня 1796 - 1825 Наиболее величественной постройкой монастыря является Вознесенский собор. Деревянный Воскресенский собор был срублен после пожара 1690 года. Новый каменный храм на месте деревянного возвели в 1757 году. Освящен собор в 1764 году. Спустя несколько лет, от слабого грунта земли она во многих местах осела и растрескалась. В 1796 году начались работы по перестройке Вознесенского храма. Тогда при земляных работах был найден гроб. При поднятии гроба с него упала крышка, взорам строителей предстало покрытое схимою тело, у которого глава, руки, одежда целы. По вышитым на схиме словам открылось, что это тело основателя Спасо-Суморина монастыря – преподобного Феодосия Суморина, – почивавшее в земле 228 лет.
Собор Вознесения Господня 1796 - 1825 Наиболее величественной постройкой монастыря является Вознесенский собор. Деревянный Воскресенский собор был срублен после пожара 1690 года. Новый каменный храм на месте деревянного возвели в 1757 году. Освящен собор в 1764 году. Спустя несколько лет, от слабого грунта земли она во многих местах осела и растрескалась. В 1796 году начались работы по перестройке Вознесенского храма. Тогда при земляных работах был найден гроб. При поднятии гроба с него упала крышка, взорам строителей предстало покрытое схимою тело, у которого глава, руки, одежда целы. По вышитым на схиме словам открылось, что это тело основателя Спасо-Суморина монастыря – преподобного Феодосия Суморина, – почивавшее в земле 228 лет.
 Спасо-Преображенский собор XVII - XIX вв  Каменный Спасо-Преображенский храм строился в период с 1623 по 1689 годы. Он стал первой каменной постройкой в Тотемском уезде. В 1801 году к Преображенской церкви с южной стороны был пристроен придел во имя святого князя Александра Невского, а с западной – помещения для монастырской ризницы и библиотеки. В XIX веке внутри церкви стены и своды были украшены живописью. Пол в храме был чугунным, а в алтаре – из белого камня. В резном золоченом иконостасе в киоте за стеклом хранилась икона св. князя Александра Невского, присланная в монастырь в 1801 году императором Александром I. Золотой оклад иконы был украшен драгоценными каменьями, а венец – алмазами и бриллиантами. В другом киоте также за стеклом находилась чудотворная икона Божией Матери, именуемой «прежде Рождества Дева». Частичные перестройки Преображенского собора проводились в 1876-1880 годы.После закрытия монастыря в здании Преображенского собора располагался лесной техникум. В нем и учился поэт Николай Рубцов.
Спасо-Преображенский собор XVII - XIX вв Каменный Спасо-Преображенский храм строился в период с 1623 по 1689 годы. Он стал первой каменной постройкой в Тотемском уезде. В 1801 году к Преображенской церкви с южной стороны был пристроен придел во имя святого князя Александра Невского, а с западной – помещения для монастырской ризницы и библиотеки. В XIX веке внутри церкви стены и своды были украшены живописью. Пол в храме был чугунным, а в алтаре – из белого камня. В резном золоченом иконостасе в киоте за стеклом хранилась икона св. князя Александра Невского, присланная в монастырь в 1801 году императором Александром I. Золотой оклад иконы был украшен драгоценными каменьями, а венец – алмазами и бриллиантами. В другом киоте также за стеклом находилась чудотворная икона Божией Матери, именуемой «прежде Рождества Дева». Частичные перестройки Преображенского собора проводились в 1876-1880 годы.После закрытия монастыря в здании Преображенского собора располагался лесной техникум. В нем и учился поэт Николай Рубцов.
Башня монастырской ограды.
Башня монастырской ограды.
Ансамбль Спасо-Суморина монастыря, XVIII-XIX в.в., отнесен к категории объектов культурного наследия федерального значения. Реставрация началась с собора Вознесения Господня.
Ансамбль Спасо-Суморина монастыря, XVIII-XIX в.в., отнесен к категории объектов культурного наследия федерального значения. Реставрация началась с собора Вознесения Господня.

Полезные ссылки:

✔️ Кэшбэк 4% при бронировании на Ostrovok.ru. Более 3000 отзывов.

✔️ Кэшбэк до 5% при бронировании отеля на Яндекс.Путешествия.

✔️ Кэшбэк 3% при бронировании жилья на Суточно.ру.

✔️ Кэшбэк до 2% при покупке авиабилетов на Aviasales.

✔️ Русские гиды и экскурсии по всему миру. Трансферы, услуги фотографов и многое другое.

✔️ Дешевые авиабилеты? Конечно Aviasales.

✔️ Отели на сайте Т-Банка — ищите и бронируйте жилье онлайн, оплачивайте картой Т‑Банка и получайте кэшбэк.

Комментарии к альбому