Vladimir_Shalaev
Владимир Шалаев
был вчера 9:32
Фотоальбом

К северу от Великого Устюга.

NEX-5
16 24
Архангельская область — Россия Июнь 2015

Так как современный Великий Устюг стоит на стыке трёх областей, из него удобно совершить однодневные выезды в соседние Архангельскую и Кировскую области. Этот фотоальбом посвящён трём любопытным местам по трассе Великий Устюг — Архангельск. Если про храмовый комплекс в Туровце известно достаточно хорошо, то про первые два я не знал ничего. С них и начнём.

Если съехать с трассы Великий Устюг - Архангельск не доезжая до деревни Большое Есиплево, проехать через сосновый лес, а потом пару километров по не скошенному полю, то упрёшься в вытянутое как червь озеро Филипповское.
Если съехать с трассы Великий Устюг - Архангельск не доезжая до деревни Большое Есиплево, проехать через сосновый лес, а потом пару километров по не скошенному полю, то упрёшься в вытянутое как червь озеро Филипповское.
А в поле рядом с этим озером, спрятавшись за высокими деревьями, стоит малоприметная церковь. Маленький островок из деревьев - это погост Синега, а спрятавшаяся церковь - это церковь Успения Пресвятой Богородицы. Церковь разрушена, но не превращена в помойку. Я позволил себе походить внутри неё, сделать несколько кадров, а позднее узнать кое что о её судьбе.
А в поле рядом с этим озером, спрятавшись за высокими деревьями, стоит малоприметная церковь. Маленький островок из деревьев - это погост Синега, а спрятавшаяся церковь - это церковь Успения Пресвятой Богородицы. Церковь разрушена, но не превращена в помойку. Я позволил себе походить внутри неё, сделать несколько кадров, а позднее узнать кое что о её судьбе.
Эта старинная церковь, освященная в честь Успения Пресвятой Богородицы, и расположенная  рядом с покинутым селом Погост Синега, была построена в середине XVIII века. Первое богослужение упоминается 1758 годом.
Эта старинная церковь, освященная в честь Успения Пресвятой Богородицы, и расположенная рядом с покинутым селом Погост Синега, была построена в середине XVIII века. Первое богослужение упоминается 1758 годом.
Внутренняя отделка практически не уцелела.
Внутренняя отделка практически не уцелела.
Осталось несколько фрагментов фресок.
Осталось несколько фрагментов фресок.
Всё безжалостно уничтожалось.
Всё безжалостно уничтожалось.
Можно только догадываться о былом великолепии этого храма.
Можно только догадываться о былом великолепии этого храма.
Верхняя, холодная часть церкви была построена в 1826 г., освящена в 1828 г.
Верхняя, холодная часть церкви была построена в 1826 г., освящена в 1828 г.
В центре алтаря в верхней и нижней церкви находились престолы. В верхней – во имя Успения Божьей Матери.  Престол считался главной святыней храма.
В центре алтаря в верхней и нижней церкви находились престолы. В верхней – во имя Успения Божьей Матери. Престол считался главной святыней храма.
По этой лестнице я спустился в нижнюю часть храма.
По этой лестнице я спустился в нижнюю часть храма.
Нижняя, отапливаемая часть храма была построена в 1758 г., освящена в 1775 г
Нижняя, отапливаемая часть храма была построена в 1758 г., освящена в 1775 г
Здесь тоже чудом сохранились некоторые фрески.
Здесь тоже чудом сохранились некоторые фрески.
Или как эта.
Или как эта.
Сохранились и следы варварского уничтожения.
Сохранились и следы варварского уничтожения.
В центре алтаря  в нижней церкви находился престол во имя Афанасия и Кирилла Патриархов Александрийских. Это был четырехугольный стол, покрытый тройными священными одеждами. На престоле размещались священные предметы: Евангелие, напрестольный крест, дарохранительница. В церкви был небольшой иконостас и до наших дней, понятное дело, он не сохранился.
В центре алтаря в нижней церкви находился престол во имя Афанасия и Кирилла Патриархов Александрийских. Это был четырехугольный стол, покрытый тройными священными одеждами. На престоле размещались священные предметы: Евангелие, напрестольный крест, дарохранительница. В церкви был небольшой иконостас и до наших дней, понятное дело, он не сохранился.
Сведения о церкви небогатые, многие материалы уничтожены во времена гонения на церковь.  В начале XX века Богородице-Успенская церковь была культурным, духовным центром Нестеферовской волости Великоустюгского уезда. Метрические книги, в которых фиксировались рождения и смерти прихожан, хранились с 1850 года. Служил в церкви священник Константин Николаевич Меньшиков, псаломщиком был – Сергей Попов.
Сведения о церкви небогатые, многие материалы уничтожены во времена гонения на церковь. В начале XX века Богородице-Успенская церковь была культурным, духовным центром Нестеферовской волости Великоустюгского уезда. Метрические книги, в которых фиксировались рождения и смерти прихожан, хранились с 1850 года. Служил в церкви священник Константин Николаевич Меньшиков, псаломщиком был – Сергей Попов.
Вскоре после Октябрьской революции, в январе 1918 года Совнарком принял декрет об отделении церкви от государства. Воинствующий атеизм стал государственной политикой. Судьба церкви и священнослужителей была предрешена.
Вскоре после Октябрьской революции, в январе 1918 года Совнарком принял декрет об отделении церкви от государства. Воинствующий атеизм стал государственной политикой. Судьба церкви и священнослужителей была предрешена.
Далее наш путь продолжается на север и у придорожного креста в посёлке Курцево Котласского района мы поворачиваем налево. И вот эта дорога через заброшенные деревни Иванова Новина и Власово приведёт на кладбище. на котором стоит церковь Василия Великого.
Далее наш путь продолжается на север и у придорожного креста в посёлке Курцево Котласского района мы поворачиваем налево. И вот эта дорога через заброшенные деревни Иванова Новина и Власово приведёт на кладбище. на котором стоит церковь Василия Великого.
Вид на церковь от бывшей деревни Власово.
Вид на церковь от бывшей деревни Власово.
Василевская церковь была заложена в 1794г. закончено строительство в 1807г. в короткий срок времени при ручном труде из местного материала.
Василевская церковь была заложена в 1794г. закончено строительство в 1807г. в короткий срок времени при ручном труде из местного материала.
В настоящее время храм святого Василия Великого существует в том виде, в каком окончена постройка в 1830г. и представляет собой каменно-кирпичную колокольню с одной главою и двухэтажное наподобие корабля здание, соединённое с колокольней.
В настоящее время храм святого Василия Великого существует в том виде, в каком окончена постройка в 1830г. и представляет собой каменно-кирпичную колокольню с одной главою и двухэтажное наподобие корабля здание, соединённое с колокольней.
В 1977г. пожар в Васильевском храме в результате умышленного поджога уничтожил деревянный пол второго этажа и все деревянные конструкции уникального исторического памятника старины. На данный момент идут сборы на восстановление, и реставрация потихоньку тоже идёт.
В 1977г. пожар в Васильевском храме в результате умышленного поджога уничтожил деревянный пол второго этажа и все деревянные конструкции уникального исторического памятника старины. На данный момент идут сборы на восстановление, и реставрация потихоньку тоже идёт.
Западные ворота к храму.
Западные ворота к храму.
Так выглядит храм внутри.
Так выглядит храм внутри.
Василевская церковь, как я уже говорил, находится на территории старого кладбища...
Василевская церковь, как я уже говорил, находится на территории старого кладбища...
...на котором есть очень старые захоронения.
...на котором есть очень старые захоронения.

На погосте у церкви находится могила местночтимой блаженной Евдокии.
На погосте у церкви находится могила местночтимой блаженной Евдокии.
До сих пор люди обращаются за помощью к Дунюшке. Это видно хотя бы по тому, что постоянно обновляются цветы на могиле, появляются свечи, светильники.
До сих пор люди обращаются за помощью к Дунюшке. Это видно хотя бы по тому, что постоянно обновляются цветы на могиле, появляются свечи, светильники.
Откуда пришла на Васильево Блаженная, никто точно не знает. И за жизнь ее праведную даровано было ей Богом умение исцелять людей от недугов, знать о прошлом и предвидеть будущее. Весть о том, что на Васильеве в церковной сторожке поселилась Блаженная Дуня, быстро разнеслась по округе. И к ней стали приходить люди со всеми бедами.
Откуда пришла на Васильево Блаженная, никто точно не знает. И за жизнь ее праведную даровано было ей Богом умение исцелять людей от недугов, знать о прошлом и предвидеть будущее. Весть о том, что на Васильеве в церковной сторожке поселилась Блаженная Дуня, быстро разнеслась по округе. И к ней стали приходить люди со всеми бедами.
Едем дальше на север и через 25 километров видим указатель поворота на Туровец. Здесь тупик. В деревне два дома, постоянного населения 4 человека. И, как я понял, в этих домах проживают служители церкви. В одном из них семья священника Василия Яворского.
Едем дальше на север и через 25 километров видим указатель поворота на Туровец. Здесь тупик. В деревне два дома, постоянного населения 4 человека. И, как я понял, в этих домах проживают служители церкви. В одном из них семья священника Василия Яворского.
Здесь находится ансамбль культовых построек, состоящий из деревянной Богоявленской церкви и каменной Успенской церкви. Он обнесен деревянной оградой и расположен на высоком берегу надпойменной террасы Северной Двины. Появление первого поселения на месте существующего ансамбля церквей относится к XV веку, когда переселенцы основали здесь укрепленное городище и поставили первую деревянную церковь.
    Расположенное на берегу Северной Двины городище на протяжении столетий разрасталось, а ветшавшие деревянные церкви сменялись новыми. С годами русло реки отошло далеко на восток. Поселение стало распадаться. Но церкви по-прежнему обновлялись и оставались на том же месте.
    С 1532 года было построено 8 храмов. Три храма сгорели, три были разобраны по причине ветхости, а два сохранились до настоящего времени.
Здесь находится ансамбль культовых построек, состоящий из деревянной Богоявленской церкви и каменной Успенской церкви. Он обнесен деревянной оградой и расположен на высоком берегу надпойменной террасы Северной Двины. Появление первого поселения на месте существующего ансамбля церквей относится к XV веку, когда переселенцы основали здесь укрепленное городище и поставили первую деревянную церковь. Расположенное на берегу Северной Двины городище на протяжении столетий разрасталось, а ветшавшие деревянные церкви сменялись новыми. С годами русло реки отошло далеко на восток. Поселение стало распадаться. Но церкви по-прежнему обновлялись и оставались на том же месте. С 1532 года было построено 8 храмов. Три храма сгорели, три были разобраны по причине ветхости, а два сохранились до настоящего времени.
Каменная Успенская церковь была построена в 1815 году.
Каменная Успенская церковь была построена в 1815 году.
Деревянная Богоявленская церковь была построена в 1780 году  и обшита тёсом в 1912. Церковь была закрыта в 1960 году, но поддерживалась в порядке, в 1988 году возвращена верующим.
Деревянная Богоявленская церковь была построена в 1780 году и обшита тёсом в 1912. Церковь была закрыта в 1960 году, но поддерживалась в порядке, в 1988 году возвращена верующим.
Иконостас Богоявленской церкви.
Иконостас Богоявленской церкви.
Свод Богоявленской церкви.
Свод Богоявленской церкви.
Если спуститься чуть вниз от храмового комплекса к реке Туровихе, то увидишь поклонный крест, возле которого верующие берут землю.
Если спуститься чуть вниз от храмового комплекса к реке Туровихе, то увидишь поклонный крест, возле которого верующие берут землю.
Затем тропа забирает вверх и ведёт к часовне.
Затем тропа забирает вверх и ведёт к часовне.
Когда то летом 1533 года на этом месте в память о явлении Пресвятой Богородицы была поставлена церковь, которая в 1645 году сгорела. Позже на этом месте была поставлена часовня.
Когда то летом 1533 года на этом месте в память о явлении Пресвятой Богородицы была поставлена церковь, которая в 1645 году сгорела. Позже на этом месте была поставлена часовня.
Об этом гласит табличка, укреплённая на часовне.
Об этом гласит табличка, укреплённая на часовне.
Неподалеку от храма бьет ключ, который, как и все на Туровце освящен покровом Пречистой. Чуть ниже озерцо, питаемое водами Северной Двины.
Неподалеку от храма бьет ключ, который, как и все на Туровце освящен покровом Пречистой. Чуть ниже озерцо, питаемое водами Северной Двины.
Наша однодневная поездка завершена. Три храма, три судьбы...
Наша однодневная поездка завершена. Три храма, три судьбы...

Комментарии к альбому

Войдите, чтобы оставить свой комментарий.
Запись с ответом была удалена.
Shefer
Без веры мы уже жили, теперь же историю не повернуть назад.
arxitektor
И куда только не заведет дорога нашего Туристера!
Vladimir_Shalaev
Где наша не пропадала? Наша пропадала везде!..
borisnov
Прямое доказательство революционного варварства ... Фотографии и рассказ
elenarossi
После вашего рассказа хорошо и легко дышится!
Vladimir_Shalaev
А я поначалу не хотел давать этот материал, он мне показался слегка депрессивным. После вашего отзыва так не считаю. Спасибо.
MarVi
Очень интересно! Спасибо!
MarVi
Сама сейчас пишу похожий рассказ про более близкие от Москвы места.
havera
Спасибо вам за этот пост, очень трогательно.
innabulgakova
Три судьбы, но до боли похожие - везде разруха и варварство... Деревня, в которой проживает 4 человека! Никакого развития этих земель, полное запустение... Удивительное наплевательство на собственную страну...
Зато в Москве и Петербурге сейчас чуть ли не в каждом дворе строят по церкви. Зачем? Не лучше ли бросить силы на реставрацию такого достояния и возвращение жизни и этим церквям, и этим деревням?..
Спасибо, очень интересный рассказ! Хоть и немного грустный.
Vladimir_Shalaev
Действительно, всё так...Единственно что отрадно, это то что они не превращены в помойку. Они вычищены местными энтузиастами и столичными волонтёрами, которые тратят свои отпуска, ездят по отдалённым районам и занимаются расчисткой, подготавливая их к реставрации, которой может и не быть...
innabulgakova
Vladimir_Shalaev писал 7 октября 2015 г. 9:54
Они вычищены местными энтузиастами и столичными волонтёрами, которые тратят свои отпуска, ездят по отдалённым районам и занимаются расчисткой, подготавливая их к реставрации, которой может и не быть...
Всё на голом энтузиазме отдельно взятых людей... Спасибо им!