Иду я как-то этой весной по Садовой улице, что в Одинцово, никого не трогаю. Глядь!.. Из-под талого снега рядом со стройкой торчит рукоять деревянного нечто. Я потянул!…ещё сильнее потянул!…и достал, что бы вы думали? Рубель! А в метре от него ещё один! Это было неожиданной находкой. Рубели норовили сгнить в предстоящей распутице, но я им не дал. Принёс домой, отмыл от слизи, вымочил, высушил. И теперь они выглядят так.
Один сохранился хорошо, а другой сильно источен жучками. Но зато у него имеется резьба с незамысловатым узором.
Вам же не надо объяснять, что такое рубель. Такие штуковины имеются в любом уважающем себя краеведческом музее в разделе этнография. Рубель — это приспособление для разглаживания белья. Сухое или слега влажное бельё наматывали на скалку, расправляя, насколько можно, и прокатывали рубелем.
Рубель представляет собой прямоугольную длинную доску с ручкой, на широкой поверхности которой вырезаны треугольные или полуцилиндрические зубья с одной стороны и гладкой поверхностью с другой стороны. Для изготовления этого предмета использовали дерево твердых пород: дуб, береза, бук и т. д.
Кроме этого рубель использовали во время стирки, ими колотили мокрые грубые холстины из льна. Белье тогда делали из грубых натуральных полотен, и стирать его на руках не было никакой возможности. А стиральных машин тогда не было. Вместо порошка варили щёлок. Вот рубелями бельё и колотили, чтобы нити стали мягче.
Или ставили рубель в таз с водой под небольшим углом, чтобы половина доски была в воде. Одежду водили по ней вверх-вниз и за счет того, что доска ребристая одежду отстирывали от грязи, хотя это было очень сложно.
А ещё наверняка женщины использовали рубель в качестве воспитательной меры: этой штуковиной можно было хорошо отходить слишком загулявшего мужика. Но, как правило, женщины — экскурсоводы об этом умалчивают.
Сколько моим найденным рубелям лет трудно сказать. По некоторым данным набор из рубеля и каталки известен на Руси около 700 лет. Использовался этот набор как минимум до середины прошлого века.
И как попали эти экзотичные по нашим временам штуковины на Садовую улицу в Одинцово, я ума не приложу. Любая наша находка — чья-то потеря… Без потерь находки потеряли бы половину своего очарования. Хотя, эти рубели сложно было потерять. Их можно было только выбросить.